Огласительные беседы

 

Часто человек проходит мимо церкви. Реже – в нее заходит. И совсем немногие – остаются. Спасибо, что вы пришли сегодня к нам в храм. Возможно, вам было сложно вырвать один день из своего перегруженного графика; возможно, вы не совсем были уверены, стоит ли; и всё же сегодня вы нашли время и силы, чтобы быть здесь. Зачем?

Кажется, ответ простой: «Я здесь затем, чтобы крестить ребенка. Я люблю его и хочу ему лучшего». Значит, вы полагаете, что крещеным быть ему будет лучше, чем некрещеным? На чем же основано такое положение?

Другой случай: «Я давно в браке, и тут жена стала настаивать, чтобы я крестился. Когда я спрашиваю её почему, она отвечает: «Чтобы я могла за тебя молиться». Я люблю жену и хочу ей лучшего, поэтому я крещусь».

Наконец, я пришел креститься, потому что мне, мне самому, этого захотелось. Моя жизнь шла под откос, и сколько я не бился, не находил выхода. И тут как-то проходил мимо храма… И что-то случилось в моей душе, что она вдруг взмолилась: не уходи отсюда, останься здесь! Было ли это оттого, что моя мама всегда любила ходить в церковь, или священник показался мне таким благодатным, или проповедь его была точно обо мне… Только раньше все было как-то спутанно - и вдруг всё стало ясно.

Теперь я знаю только одно – я хочу креститься. А о том, что будет дальше, я надеюсь услышать от вас, которые здесь давно и всё знаете.

Так вот, мы просим вас дать нам возможность ответить на вопрос, который задала (или задала бы, если бы ей дали) ваша душа - зачем мы здесь? Кто мы? Как мы живём? И можно ли к нам?

Итак, мы хотим рассказать вам, зачем мы здесь.

I. О достоинстве человека

Вспомните, о чем вы мечтали в детстве. Быть космонавтом? Быть гением? Спасти мир? Смысл один: мы мечтаем стать идеалом. Совершить подвиг. А сейчас – перестали ли вы мечтать? Ждете ли вы от себя чего-нибудь? Верите ли, что с каждым днем жизнь должна быть всё лучше?

Так вот, христианин верит в это. А еще он верит в свои силы. И вера его может окрепнуть от того, что он знает о своем достоинстве и о своем предназначении. И значит - о своем долге.

«Человек <…> осуществляет себя не тогда, когда реализует свои права, а когда он исполняет свой долг.» (диакон Андрей Кураев). Сегодня высоко ценятся права. Но какое же главное право человека? Это право выбирать между добром и злом. Человек имеет право грешить. И это право дано ему Богом. Зачем Бог дал человеку такое страшное право, такое непосильное бремя?

Подумайте о ком-нибудь, кого вы любите. Например, о вашем ребенке. Хотелибы ли вы, чтобы этот человек любит вас в ответ? Представьте, что современные технологии развились настолько, что ученые способные программировать любовь. То есть, еще до рождения вашему ребенку могут ввести специальную программу, благодаря которой он будет вас любить. Захотите ли вы такой любви? Или вам важно, чтобы он выбрал любить сам?

Бог ждет нашего выбора – любить Его или нет. Ему не нужно подчинять, наказывать и управлять – Он хочет слышать наш голос, Он ищет встречи. Но уважает нашу свободу, когда мы эту встречу откладываем или отменяем.

Да, человек сам выбирает уйти от Бога.Уйти не однажды, но уходить каждый день, каждую минуту. Его природа – а он сотворен по образу и подобию Бога, - изменена, искажена. Как это произошло?

 

II. Грехопадение

Мы говорим о природе человека, ведь все люди, какими бы разными ни были, связаны друг с другом. Жизнь каждого продолжает жизнь другого, ушедшего. Мы пользуемся тем благом, которое передается нам нашими предшественниками, и страдаем от их ошибок. Как велика ответственность родителей за жизнь детей! И мы можем представить, насколько важные последствия для нас может иметь то, что происходило с первыми людьми, нашими общими предками. Что если именно это как-то отражается в моей повседневной жизни?

Адам и Ева - такими, согласно библейскому рассказу, были имена первых людей. И перед ними стоял тот же выбор, что и предо мною: выбрать Бога и следовать его заповеди или, отвернувшись от Бога, пуститься на поиски счастья, руководствуясь своими желаниями и представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо. Первый человек - обладатель разума, чувства и воли. Ему отдан весь мир для совершенствования и умножения добра и красоты. Кем бы мог стать Адам, если бы он остался на высоте своего призвания!..

Но дар общения с Богом был дан человеку, чтобы его приумножить, а не растратить. Что же произошло с первыми людьми? Они нарушили повеление Бога - съели запретный плод. Когда Бог был готов простить им этот грех, они лишь оправдывались, обвиняя друг друга и не раскаиваясь. Мы привыкли воспринимать этот рассказ как древнюю легенду. Однако оценивая свою жизнь, свои мысли и поступки, с предельной честностью, мы не можем не признать, что эта история - о нас. Первые люди покинули райский сад, в который их поместил Бог, и мы вынуждены бороться против враждебной окружающей природы, вырывая у нее необходимое для продолжения жизни, мы враждуем друг с другом, наконец, наша вражда переносится и наСамого Творца. Райская гармония взаимоотношений становится призрачным воспоминанием; кто-то лелеет его, а кто-то с резкостью отвергает, окончательно утвердившись в том, что “человек человеку - волк”.

Что будет с рекой, если источник, дающий ей жизнь, иссякнет; что будет с деревом, если ветер вырвет его с корнем из земли? Грех Адама и Евы совершил в них последний трагический переворот: отвернувшись от Бога, они лишились источника своей жизни. Река все еще несет воды, дерево все еще покрыто листьями, но это никого не обманет - их дни сочтены. С человеком, который совершает грех и теряет связь с Богом, происходит нечто подобное: видимость здоровья и успеха не может скрыть факт начавшегося разложения. Физическая смерть предваряется смертью нравственной.

А что будет с миром после меня, что будет с моими близкими, родными, с делом, которому я посвящал свои силы? Увы! Несчастный человек расстается со всем дорогим для него: смерть - это расставание со всем, что наполняло жизнь смыслом. И тогда, где он, этот смысл, если все превращается в бессмыслицу смерти?

 

III. Искупление

Греческое слово “Логос”, знакомое нам к по названиям отраслей наук (филология, археология) переводится на русский язык и как знание, и как слово, и как смысл. Мы, современные люди, знаем, что все явления и события в мире и обществе, можно (хотя и не в совершенстве) изучать и познавать. Для христианина греческое “Логос” означает и Того, кто был изначально, а затем, в какой-то момент человеческой истории пришел, чтобы принести смысл и знание человеческому существованию. На всех континентах и во всех странах знают его имя - Иисус Христос. О Его жизни рассказывают авторы Евангелий, апостолы и ученики Христа. Кем Он был - мудрецом, пророком, целителем? Да, это так. Но не исцелять и пророчествовать было целью Его прихода. И если бы не было чудес и наставлений, Его слава не умалилась бы.

Иисус Христос “умер за грехи наши, по Писанию, и Он погребен был, и воскрес в третий день, по Писанию” (Первое послание к Коринфянам 15.3,4). Кем мог быть Тот, кто победил смерть? Кем мог быть Тот, кто в своей жизни показал пример абсолютной нравственной чистоты? Кем мог быть Тот, общение с которым стало залогом двухтысячелетнего существования Церкви? Он сохранил человеческое достоинство, Он направил свою свободу на делание добра, Он попрал грех и надсмеялся над смертью. Он сделал то, что должен был сделать, но не сделал ни один человек до него. Значит, он и человек, и больше, чем человек. “Логос”, бывший изначально, пришел приобщить всех нас к вечному смыслу жизни. Воплотившийся Бог. Искупитель греха. Спаситель людей.

 

IV. Перед Крещением

И вот перед нами сегодня, как и две тысячи лет назад, стоит выбор: верить ли в Бога? Ведь вера – это не просто чувство. Конечно, многие, говоря: «Я верю» - подразумевают: «Я просто так чувствую». Однако настоящая вера намного сложнее и интереснее.

Многие приходят к Богу, досконально изучив доказательства бытия Божия; другие – став свидетелями чуда, то есть тоже в своем роде «убедившись», что Бог есть. Согласитесь, однако, что такие убеждения строятся на шаткой почве и без поддержки скоро рушатся. Человек, доказавший бытие Божие логически, однажды не найдет нового аргумента в его пользу, когда тот потребуется. Свидетель чуда будет ждать новых и, не получив их, разочаруется.

Итак, наша вера все время меняется, реагируя на мир, как ртуть в градуснике. Значит ли это, что мы не знаем наверняка, есть ли Бог? Может, вера – это просто психологическое явление, и за ненадобностью она отпадает, а в момент трагический воскресает? Давайте же представим себе мир нашей души. Реален ли он? Мы говорим, что любим кого-то – а реальна ли наша любовь? Да? Как же вы это проверите? Как докажете? Любовь – это свидетельство некой другой реальности (мы говорим «духовной реальности»), которая подчиняется своим законам и дает иное знание.

Так вот, вера – это тоже любовь. Любовь к Богу. И так же она угасает и возгорается, как всякая любовь. Она ничего не говорит о бытии Божием, она говорит о нашем отношении к Его бытию. Вопрос не в том, знаем ли мы, что Бог есть. Вопрос вдругом: любим ли мы то, что Бог есть?

Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы любить Бога, когда Он Всесильный и Всеблагой. На практике же это – самая сложная любовь. Потому что, когда мы любим кого-то, мы вступаем с ним в отношения, открываем ему душу и берем на себя определенные обязательства. Причем берем их добровольно. Например, мы хотим радовать того, кого любим. Мы хотим знать его мнение и строить свою жизнь, исходя из него, также, как и дарить любимому себя. Мы хотим развивать отношения. Любовь не может стоять на месте, для нее это неестественно.

Всё это сохраняется в отношениях с Богом. Но приобретает оттенок мистический, так как услышать голос Божий в нашем мире трудно. Нам просто непонятно, как общаться с Богом. Мы не знаем Его, не видим Его.

В Христианстве Бог открыт нам во Христе. И общение с Христом начинается, конечно, с первого раза, когда мы в Него уверовали. И первым актом любви к Христу становится Крещение.

V. Крещение

Младенцы, чье самосознание только зарождается, принимают все происходящее с ними как естественное, единственно возможное, и никогда не задумываются о смысле тех действий, в которых они участвуют. “Если так поступают мои мама и папа, значит так правильно!” Но с определенного момента дети начинают изводить своих родителей постоянными “почему?” и “зачем?”, так что последние вынуждены применять всю свою изобретательность и знания для того, чтобы удовлетворить любопытство неугомонных “почемучек”. Будем считать, что мы с вами доросли до того “духовного” возраста, когда такие вопросы и уместны, и полезны.
Итак, если моя вера уже раскрылась у меня в душе, если в этой душе уже поселились новые, неожиданно прекрасные мысли и чувства, нужно ли мне еще что-нибудь? Тем более если это “что-нибудь” называется странным и пугающим словом “обряд”! Нет, не стоит пугаться, это слово выражает необходимость внести в нашу новую, “духовную”, жизнь стройность и порядок. Впрочем, в Церкви Крещение принято называть более возвышенно - Таинством. Потому что тайная любовь моей души к Богу должна проявить себя, открыться в каком-то видимом, ощутимом знаке. Таким знаком бывает, например, обручальное кольцо на руке невесты и жениха, если они любят друг друга, или целование национального флага во время воинской присяги, если воин готов отдать за Родину свою жизнь. Таинство Крещения не заменит и не восполнит любовь к Богу, которая есть в моем сердце, задача этого Таинства другая - сделать так, чтобы эта любовь воплотилась в делах, поступках, быть может, даже в подвиге. Но пока я только у дверей того таинственного мира, который называется Церковь, и поэтому сейчас, в момент Крещения, я приношу торжественную клятву сохранить любовь, не дать никому и ничему растоптать и унизить её. И это действительно первый акт моей любви к Христу, первое действие, которое я совершил для Него.
Одновременно с этим совершается отречение от всего ложного и темного, что было в моей жизни (на церковном языке это действие представлено чином “отречения от сатаны”). “Я много раз пытался начать свою жизнь с начала, отказаться от вредной привычки, заняться спортом, приняться за интересную работу, похудеть и т.д.”, - так или приблизительно так может сказать почти каждый. Чаще всего точкой отчета становился новый год или понедельник. Чего же не хватает, чтобы действительно переломить жизнь к лучшему? Христианство не подновляет обветшавший фасад человеческой жизни, не производит косметический ремонт, не замазывает побежавшие по стене трещины. Любовь к Богу, которая приводит меня к Крещению, заставляет меня измениться полностью. Любящий другого открывается ему и становится похожим на него, взаимно отдавая и принимая. Так происходит в мире людей. Что же будет, если Тот, навстречу которому я откроюсь, будет бесконечно Добр, Благ и Свят? Если Он - Бог? То, что дается человеку Богом после Крещения, настолько непохоже на то, что он имел прежде, что Церковь говорит о Крещении, как о втором - “духовном” - рождении человека, открывающем для каждого крещаемого безграничный простор божественной любви и стирающем совершенные прежде ошибки.

Кто-то из вас, пришедших в храм, собирается крестить младенца. А может стоит подождать, пока ребенок вырастет, чтобы представить ему выбор: креститься или не креститься? “Береги платье снову, а честь - смолоду” - такой эпиграф выбрал Пушкин для своей “Капитанской дочки”. Да, младенцы отличаются от нас, взрослых, душевной чистотой, но, к сожалению, как платье быстро приходит в негодность без должного ухода, так и дети могут быстро потерять этот дар чистоты и невинности. Крещение детей не призвано перевернуть их жизнь, оно скорее призвано погрузить их в атмосферу христианской любви, которой дышат, в которой уже пребывают их родители. Спасительно и благо воспользоваться своей властью над ребенком, если его Крещение не просто дань традиции, а залог его будущей любви к Богу, которая разгорится от огня нашей собственной любви к Нему. Пройдет совсем немного времени - и наши дети не только будут повторять за нами все, что они видят в нашей жизни, но и попытаются задать свой собственный, самый главный вопрос - о вере и о Боге. Сможем ли мы, христианские родители, ответить на него?

VI. После Крещения

Люди, крестившиеся во взрослом возрасте, помнят свое Крещение до конца жизни. Долго хранится ощущение легкости, ясности, света и чего-то еще, что сложно передать словами, - благодати. Но мы принадлежим времени, где ничто не длится вечно. Крестившись, человек ступает на новый путь, и путь этот не обещает быть легким.
Во-первых, чаще всего человек кардинально меняет свою жизнь. И делает он это по собственной воле. Потому что теперь в его жизни появилось Новое - появился Бог! И он обустраивает свой дом, свою жизнь, свою душу, чтобы принять Его. Новоначальных христиан принято называть неофитами, или обращенными.
Неофитство - трудный и интересный период. Кажется, что ты больше никогда не будешь прежним и теперь не совершишь ни одной ошибки! Но от себя никуда не деться, ни от природы, ни от души. И в этом нет ничего фаталистского, все, что требуется от неофита - готовность терпеть и работать. Потому что путь к совершенству - путь длиной в жизнь.
С чего же начать? С просвещения. Откройте для себя Христианство! Главная книга в жизни христианина - Евангелие. Но есть еще множество комментариев, история церкви, литургика, жизнеописания святых, поучения старцев, наконец, богословие - огромная культура, начало которой все то же - Евангелие, а Евангелия - Христос. В конце брошюры мы публикуем список рекомендуемой литературы с комментариями, чтобы помочь вам сделать первые шаги в своем образовании.
Итак, просвещение, или узнавание мира, в который вы пришли, родились. Но также с первого дня вы будете просто жить, говорить - действовать. И, подобно младенцу, неофит рискует сделать любое движение и пойти в любую сторону - потому что земля абсолютно незнакома, и земля ли это? Или мы в открытом море? Тогда в какую сторону берег?
Навигацией в Христианстве служат догматы и законы. Главные практические законы, которые необходимо понять и принять - Заповеди. Главные же догматы представлены в Символе Веры (текст и комментарий см. в приложении).

Итак,о заповедях. Что такое заповедь? Запрет? Если говорить о ветхозаветных десяти заповедях, достаточно хорошо известных, действительно, многие из них носят характер запрета. Это такие же законы, как известные нам: “Не превышай скорость!”, “Берегись автомобиля!” или двойная сплошная. Вот и заповеди “Не укради”, “Не убий”, “не лжесвидетельствуй” и др. предупреждают нас об опасности, которой мы не чувствуем своим неопытным сердцем. Хотя иногда нам не надо объяснять, почему не надо врать любимому или завидовать другу. Нам подсказывает внутреннее чутье, совесть, что то, что мы сейчас делаем, расходится с нашим представлением о правильном, об идеале: как будто живут в нас две воли и борются. И все же не стоит представлять Бога жандармом, который выписывает счета в виде болезней, несчастий или даже свержения в ад. Нет, Господь страдает с нами, когда мы боремся, и поддерживает нас в этой борьбе. И, чтобы нам раньше остановиться на опасном пути, Он дает заповеди, предупреждает нас. Не убий. Не богохульствуй. Не прелюбодействуй. Не разрушай себя.
Есть и новозаветные заповеди - это Заповеди Блаженства и заповеди, данные Христом в беседах с людьми. В словах Христа понятие о грехе раскрывается и преображается: если в ветхозаветных заповедях больше говорится о действиях (хотя первые заповеди о любви можно отнести и к сфере ума и чувств), то Христос учит нас гнать грех из самого сердца.
“Что же, мало того, что я должен правильно себя вести, - мне даже нельзя плохо подумать?” - такая мысль, кажется, приходит в голову, когда слышишь, что “всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Евангелие от Матфея, гл. 5, ст. 27-28). Еще раз необходимо сказать, что Бог дает заповеди не потому, что Ему не нравится, когда мы грешим, а потому что это разрушительно для нас самих. А всякий грех начинается с сердца. Потому, когда Христос говорит “всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду” (Евангелие от Матфея, гл. 5, ст. 22), то Он обращается прямо к нашему сердцу. Господь заинтересован не в формальном выполнении закона. Ему важна Личность, живая душа, которая обращена к Нему, стремится к Нему и развивается. Потому последняя из Заповедей блаженства - «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».
Наконец, такое совершенство требует подняться над своей природой. Если можно так сказать, человеку не вынести этого совершенства. Совершенствуясь, падший, принадлежащий этому миру человек преображается, становясь Человеком с большой буквы, приближаясь к богоподобию. Вряд ли вам приходилось встречать много таких людей. Чаще всего мы узнаем о них уже после их смерти, из историй, житий и воспоминаний. Начало такой святости - в возвышении над своей природой. Природа наша хочет безопасности. А Господь призывает нас не бояться. «Вы слышали, - говорит Христос, - что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Евангелие от Матфея, гл. 5, ст. 43-44).
Не стоит забывать, что совершенство, богоподобие - свет в конце долгого и изнурительного пути. Осилить его может только любящий.

VII. В Церкви

Труден путь, ведущий к Богу, труден и одинок. Не каждый из тех, кто окружает меня в моей жизни, — на работе, в семье — оценит мои усилия, поддержит меня, подаст мне руку. Кто-то даже может посмеяться над моей новой, христианской мечтой о том, чтобы преобразиться, стать настоящим Человеком. «Будь проще!», – будут советовать они, а ты будешь слышать в их словах призыв предать Бога. Скажем прямо: часто люди предпочитают видеть во мне не человека, а некую функцию, инструмент для достижения какой-либо цели; «Мавр сделал свое дело – мавр может уходить!»
И тогда нужно вспомнить о том, что моя вера – не одинокий остров, затерянный в океане, моя вера – часть огромного материка, имя которому – Церковь. Здесь, в Церкви я встречу совершенно разных людей, разного возраста, национальности, образования. И это то, что я замечаю в первый момент, – они совершенно другие. Обычно, всё незнакомое настораживает или даже пугает, но здесь мне не хочется бояться. Как подняться над своей природой? Именно так, раскрываясь навстречу тому, кто не похож на меня! Радуясь его радостью, и печалясь его печалью, я становлюсь больше того, кем я был вчера. Почему? Да потому что есть Главное, есть моя вера, ставшая любовью к Богу, а значит, я уже не боюсь быть собой и видеть рядом с собой других.
Что же, Церковь заменит мне всю мою жизнь с ее привычным кругом общения и обязанностями; я отдалюсь от своих коллег и домочадцев? Напротив, этот церковный опыт Единства в Главном поможет мне перестать быть мелочным, придирчивым, обидчивым, самолюбивым. Понять, наконец, что «любовь – это не когда смотрят друг на друга, но когда смотрят в одном направлении» (Антуан де Сент-Экзюпери). Сопереживание, великодушие, смирение, ответственность, мужество — вот качества, которые Мать-Церковь передает своим чадам. Мне, тебе, нам.
Идеальны ли мы, люди Церкви? Нет, мы разделяем многие из недостатков современного человека. Но… есть призыв Евангелия, голос Христа, которые заставляют нас спешить вперед, не останавливаясь, не смиряясь со своими грехами, не оправдывая их сложившейся ситуацией, происками недоброжелателей или невезением. Когда христианин совершает грех, он видит в этом не просто случайность, досадное недоразумение, он видит в этом измену Любимому, отказ от Его любви. Поэтому Покаяние – так называется еще одно Таинство Церкви – не выплата штрафа, не компенсация ущерба — в этом Таинстве (которое также называется Исповедью) кающаяся душа ищет Бога, того Бога, от которого она, легкомысленная и непостоянная, отвернулась сама. Покаяние сопровождает христианина, делает его неуязвимым: ведь сколько бы раз он ни падал, каждый раз, когда тьма в его душе начинает рассеиваться, там, где светит свет подлинной жизни, его терпеливо ожидает Любящий Бог: «если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2-е послание ап. Павла Тимофею).
Помня о слабости человеческой природы, о неизжитом эгоизме, самолюбии, гордости, мы, христиане, готовимся к встрече с грехом, вооружаемся против него. У нас с вами два основных вида «духовного оружия», одно – оборонительное, второе – наступательное. Пост, первое из них, останавливает меня в моем безудержном желании брать, использовать, поглощать. Именно это желание прямо противоположно чувству любви, в котором человек, прежде всего, отдает себя. Мы же выбираем «синицу в руках», забыв, что «журавль в небе» дан не для того, чтобы его есть, но чтобы следить и следовать за ним. Понять, что «не хлебом единым жив человек», значит понять суть поста, значит, вооружиться против греха, нападающего на тебя, как извне, так и изнутри. Второе оружие – молитва, не просто отражает нападение врага, оно поднимает человеческую душу туда, где отпадает и умирает все грешное, злое и недостойное.
Вместе пост и молитва готовят нас к главному Таинству — Причастию (Евхаристии). Для него не найти лучшего образа, чем тот, который дан в Евангелии. То, что происходит в Церкви сравнивается с брачным пиром — ярким, торжествующим свидетельством того, что наша любовь небезответна, она встретилась с божественной Любовью. Ведь под видом хлеба и вина мы принимаем в себя Самого Воскресшего Христа. Он отдает всего себя нам и в этот момент нечего больше желать. Мы хотим испытывать это снова и снова, отдать самих себя, свою жизнь, свои силы, свое время в ответ на Его щедрость, Его милость, Его жертву. Мы возвращаемся к Богу.

* * *

Итак, мы уже о многом успели поговорить, а Крещение вам еще только  предстоит. Возможно, что-то из сказанного нами покажется вам лишним, а о чем-то вы подумали: “Ну, для меня это слишком сложно! Мне хватит и малого”. Да, многие так и поступают - крестятся или крестят детей, а затем приходят в церковь раз в год взять Святой воды или поставить свечку. И Слава Богу, что и это происходит.
А все же вам стоит знать: никто не может сойти с пути духовного становления. Будет ли это путь воцерковленного человека или нет, собираетесь ли вы работать над собой каждый день или успокоитесь, остановитесь в своем развитии - с этого пути никому не сойти. У вас есть величайший дар во Вселенной - живая душа. Ни за карьеру, ни за дом, ни даже за семью человек не несет такой ответственности, как за свою душу.
Итак, вам предстоит участвовать в первом в вашей жизни Таинстве - Крещении. Чтобы оно произошло не только формально, нужна вера и готовность эту веру исповедовать, то есть доказывать своей жизнью. Конечно, ваша природа будет не только помогать в этом, но и зачастую мешать. Тогда на помощь вам придут сила воли, дисциплина, мудрый совет, знание и ясное видение цели. Цель эта - не просто Рай как будущая награда; нет, цель эта достигается здесь и сейчас. Это встреча с Богом Живым, с Воплощенной Любовью, Творцом вашей души и ее Главным Другом.
Мы надеемся, что это пособие поможет вам узнать немного о Христианстве и понять, находите ли вы в нем то, что вы искали, и готовы ли вступить в эту культуру, в эту семью, на этот путь.
Большего мы не можем вам дать. Но и меньшего предложить не можем.